Пономарева Ксения Сергеевна

 

Тенденции развития петербургского камнерезного искусства.

 Активное развитие обработки камня зародилось в  Петербурге в XVIII в. вследствие создания Петергофской гранильной фабрики. Основными заказчиками данной фабрики была царская семья. А изделия представляли собой предметы для облицовки или декорирования дворцов: стеновые панели, столешницы, вазы, колонны, канделябры, часты, табакерки и др. (рис.1)

                                                  

          а                                                        б

Рисунок 1. а – малахитовыеканделябры; б –  лазуритовая ваза

 

На новую ступень развития камнерезное искусство вышло с развитием фирмы Карла Фаберже к. XIX в. – нач. ХХ в. Фаберже значительно расширил тематику камнерезных изделий и внес в них русский колорит. В целом для изделий данной фирмы характерна ярко выраженная декоративность, многоцветность, перегруженность изделия металлическими элементами.

Камнерезные произведения фирмы разделялись на две категории. В одну входили работы, предназначенные для оправ – декоративно-прикладные изделия (вазы, столешницы, часы, табакерки и др.), в другую – самостоятельные произведения из камня (это фигуры людей и животных, цветы, плоды, мозаики) [1]. Так называемые самостоятельные произведения из камня относятся к категории скульптуры малой пластики.

Анималистические фигурки, выпускаемые фирмой Фаберже, являются достижением для камнерезного искусства того времени, по их интерпретации, подбору материала и качества выполнения работ с технической точки зрения (рис. 2а).

Помимо фигурок у Фаберже изготавливались букеты из камней, что было инновацией для того времени (рис. 2б). Данные изделия положили начало такому жанру камнерезного искусства, как флористика. Эта группа изделий характерна максимальной приближенностью к натуралистичности.

Одним из выдающихся достижений фирмы Фаберже является создание полихромной скульптуры, в которой путем склейки соединялись разные камни, для достижения эффекта колорита (рис. 2в). Прообразами каменной пластики служили фарфоровая мелкая пластика, японские нэцкэ. Фаберже развивал традиции Бенвенуто Челлини и Мельхиора Динглинера. Особенность фигурок Фаберже является то, что они стоят на ногах, без жесткого прикрепления к какому-либо основанию.

Человеческие фигурки, изготовленные фирмой Фаберже можно разделить на три класса: фольклорный жанр (крестьяне, торговцы, кучера и др.), портретные (Варя Панина, камер-казак Пустынников), история и карикатура.

                                        

                     а                                 б                              в

               Рисунок 2. – Изделия фирмы Фаберже: а – слон (красная яшма), б – букет ландышей (жемчуг, нефрит, серебро, золото),  в – полихромная  скульптура «Продавец лимонада»  (родонит, кахалонг, яшма, кварц)

 

Надо отметить, что современниками К. Фаберже являлись такие талантливые мастера по обработке камня, как Денисов-Уральский, Верфель, Сумин и др. Но именно К.Фаберже сумел максимально популяризировать резьбу по камню и ввести ее в ранг ювелирного искусства. И по сей день изделия данной фирмы являются желанным предметом для коллекционирования  и частой темой для изготовления реплик.

            Советский период относится практически к забвению данного вида искусства.

Вновь данный вид искусства начал возрождаться лишь в 90х гг. ХХ в. И прошел за это короткое время активный путь развития от восстановления почти забытой технологии до поиска новых художественных форм.

На сегодняшний день изделия, создающиеся петербургскими мастерами можно разделить на две крупные тематические группы: традиционная камнерезная пластика, которая сохраняет традиции резьбы по камню Петербурга нач. ХХ в. и изделия с современными стилистическими особенностями.

Тематический диапазон традиционной пластики уходит корнями к изделиям К.Фаберже и включает в себя различные изделия: от изысканных каменных цветов и реалистичных зверей и птиц, до полихромных фигур людей, композиций, и стилизованных изделий.

Основные жанры камнерезного искусства.

Анималистика – работы в этом жанре также имеют разные пути развития. Некоторые художники подчеркивают максимальную натуралистичность изображаемого, другие привносят элементы стилизации и гротеска. Необходимо отметить, что превалирующее большинство данных работ относится к монохромной скульптуре, созданной из единого куска камня. (рис.3б)

Другим жанром камнерезного искусства является флористика. (рис.3а) В этом жанре петербургским мастерам удалось добиться художественного самовыражения, создавая оригинальные художественные решения. Более того именно при изготовлении данного вида изделии было разработано богатое многообразие декоративной отделки каменных материалов (фактурирование лепестков).

Блокированная миниатюра. Данный вид камнерезных изделий представляет собой наиболее сложный с технической точки зрения процесс. (рис.3в) Художественный поиск в изделиях данного жанра протекает достаточно трудно. Первые работы представляли собой сплошь реплики на Фаберже, затем стали появляться различные вариации на заданную тематику: охотники, повара, музыканты – стремление к реалистичности или ярко выраженному гротеску, яркая цветовая палитра, являются характерными особенностями данных произведений. На сегодняшний день данные изделия являются наиболее востребованными [2]. Необходимо отметить, что одним из актуальных направлений в современном камнерезном искусстве является совмещение прикладных функциональных изделий с художественной резьбой.

Современному петербургскому резчику присуща тенденция художественного поиска. Это ярко выраженный индивидуалистический подход, который проявляется в тематике, выборе материала, в выборе технических приемов [3]. С каждым годом появляется все больше работ, в которых автор вкладывает глубокий философский смысл. Большое внимание уделяется поиску новых пластических форм, лаконичность с художественной и технической точки зрения, уход от декоративизма. Для художников, работающих с новыми формами характерен уход от блокированной миниатюры в пользу монохромных изделий. (рис.3г) Излюбленными материалами служат кварцевая группа минералов (дымчатый кварц, горный хрусталь, халцедон), нефрит, обсидиан. Для  достижения определенной художественной выразительности используется многофактурность, в частности сочетание матовой и глянцевой поверхности.

 

                         

а                                     б                                          в                                            г

Рисунок 3. – Современные камнерезные изделия: а – «Роза черная» В. Путрин (обсидиан, гонный хрусталь, кахалонг), б – «Рыба» А. Ананьев (джамбульский халцедон), в – «Санкт-Петербургский ангел» К. Виноградов (агат, кремний, кварцит, яшма, долоимт), г – «Туманность тельца» С. Шиманский (дымчатый кварц)

 

Именно в произведениях, созданных в последние годы, новый петербургский стиль получил широкое воплощение. На данный момент петербургская камнерезная школа оказывает значительное влияние  на другие, в том числе и мировые центры обработки твердого камня. Процесс развития петербургского камнерезного искусства продолжается  и сейчас. Можно говорить о том, что данный вид деятельности преодолел ремесленный путь развития и вышел на этап создания высокохудожественных изделий. Но, несмотря на многочисленные современные тенденции, авторы всячески берегут и поддерживают традиции классической русской резьбы по камню, сохраняя традиционно сильную сторону петербургского резчика  - исключительно высокое качество исполнения.

 

Литература

  1. Фаберже, Т. Фаберже и петербургские ювелиры/ Т. Фаберже – СПб.: Нева, 1997 –64 с.
  2. Скурлов, В. К.Фаберже и его продолжатели. Камнерезные фигурки «Русские типы»: Научно-иллюстрированное издание/ В. Скурлов, Т. Фаберже, В. Илюхин. – СПб.: Лики России, 2009 – 310 c.
  3. Арцинович, М. Петербургский стиль в камнерезном искусстве/ М. Арцинович. – СПб.: НП-Принт,2013 – 124 с.
Rating
10646

You have no rights to post comments