Использование мотивов глиптики в декоре керамических изделий

Статуто Ирина Ивановна

                                                                          

                                                   Использование мотивов глиптики в декоре керамических изделий
Античная гемма – эти два слова стали символом изысканной красоты, своего рода отточенности форм и изящества. Геммами принято называть резные камни с изображениями, которые делятся на две разновидности – инталии и камеи. Первыми появились перстни-печатки с углубленным изображением — инталии. На рубеже IV—III вв. до н. э., в эпоху эллинизма, появился другой тип резных камней — с выпуклым изображением, получивший название камея.

Сюжеты античных гемм весьма разнообразны. В них нашли отражение буквально все стороны материальной и духовной жизни античного мира: политика, религия, литература, театр, быт. Особенно ценны в них воспроизведения навсегда утраченных шедевров греческой живописи и пластики. [1] Наиболее популярны были профильные изображения легендарных героев, богов, мифологических существ и реальных исторических персонажей. О возникновении профильного изображения повествует римский историк-энциклопедист Плиний Старший. Он передаёт поэтическую легенду о происхождении живописи, когда страстно влюблённая девушка обвела линией на стене тень лица своего друга перед долгой разлукой. [2]

Взлёты интереса к глиптике в европейском искусстве совпали с периодами увлечения античностью. В период неоклассического движения второй половины XVIII — первой трети XIX вв., ознаменовавшийся археологическими открытиями в Помпеях и Геркулануме, в Европе царила настоящая мода на глиптику, знать собирала огромные коллекции античных камей. В это время художники занимаются не только реставрацией полученных находок, но и переосмысливают их, используя новые материалы и техники.

В частности, искусство глиптики осваивают мастера керамических производств. Особый вклад в этот процесс внесли произведения

Дж. Веджвуда. Наибольшую известность приобрели его изделия из «яшмовой массы» – твёрдого керамического материала, содержащего большое количество витерита (карбоната бария). Они были созданы в подражание античным камеям и резному многослойному стеклу.  По примеру Веджвуда стали декорировать мебель и различные украшения медальонами, напоминающими античные камеи. А в 1775 г. Веджвуд опубликовал каталог продукции, в котором частным заказчикам предлагались и медальоны-геммы, как аналоги резных камней в керамической массе. [2]

 

Рисунок 1. Чайник из кабинетного сервиза.

Фабрика Веджвуд, 1785-1790 гг. Яшмовая масса

В 1849 г. на Севрской мануфактуре во Франции была разработана уникальная техника pate-sur-pate (франц. pâte sur pâte - "масса на массе", "слой за слоем"). Она заключается в том, что мастер перекрывает шликером цветной фон массы в пределах, очерченных контурами мотива. Пористый неглазурованный черепок легко впитывает воду из шликера, и масса застывает, образуя рельеф. Высоту рельефного рисунка можно варьировать, регулируя количество шликера, воды и нанесенных слоев. Иногда рельеф дорабатывают стеком. Таким образом, при декорировании методом pate-sur-pate возникает эффект полутеней. [3]

В технике pate-sur-pate успешно работал художник-керамист 

М. Л. Солон, использовавший её  для имитации в фарфоре античных камей. В 1870 г. под его руководством техника pate-sur-pate разрабатывалась на английском заводе Минтон.

  

Рисунок 2. Вазы в технике pate-sur-pate

В уникальной технике выполнен «Сервиз с камеями» (1778 – 1779 гг.), заказанный Екатериной II на Севрской фарфоровой мануфактуре для своего фаворита светлейшего князя Г. А. Потёмкина. Ансамбль украшают копии с древних камей из собрания Людовика XVI. Каждая камея состоит из двух слоёв: коричневого и белого. Для коричневой массы использовался каолин. Самые крупные частички, найденные при просеивании, полировались. К ним с помощью обжига крепились античные профили из полированного бисквита, скопированные с античных оригиналов. Изделия вставлялись в специально изготовленные для них гнёзда и закреплялись с помощью золочёного металлического ободка. О применении данной техники в других изделиях Севрской мануфактуры ничего не известно.

 

Рисунок 3. «Сервиз с камеями»: а – рюмочная передача; б – элементы рюмочной передачи

Безусловно, данный сервиз оказал влияние на оформление российского фарфора. Из искусства глиптики родился и такой художественный приём, как роспись «под камеи» в технике гризайль. Среди работ русских фарфористов ярким примером подобной росписи служат медальоны на вазе, исполненной по проекту Ж.-Д. Рашетта, с профильными портретами правителей Македонии – Кассандра и Антигона. В той же технике выполнены изображения женских фигур-аллегорий в античных одеждах и медальоны по бортам Арабескового сервиза. Сходен с ним в художественном оформлении Яхтинский сервиз, но в виду более позднего времени создания, акцентом этого ансамбля является двуглавый орёл, а роспись «под камеи» в орнаментальных бордюрах значительно упрощена. Наряду с этим некоторые предметы Яхтинского сервиза дополнительно украшены медальонами с изображениями крылатых Слав – мотива, нередко встречающегося в искусстве античных резных камей.

 

Рисунок 4. Предметы из Арабескового сервиза.

 На петербургском производстве фарфора часто воспроизводились портреты членов императорской семьи. В последние десятилетия XVIII в. на русском фарфоре часто встречаются миниатюрные портреты Екатерины II, почти всегда выполненные росписью «под камеи» в технике гризайль. В такой же манере исполнялись портреты русских императоров и на европейских фарфоровых мануфактурах, в частности, в Берлине.

Помимо гризайли, в это время получил распространение такой вид графической техники, как силуэт, предметом которого является однотонное изображение объектов.  Во многом чёрный портретный силуэт также родственен «камейному профилю». Мода на силуэты отразилась в украшении интерьеров, книг, произведениях декоративно-прикладного искусства, в том числе из фарфора.

 

Рисунок 5. Чашка с крышкой и блюдцем с силуэтными портретами великих князей Александра Павловича и Константина Павловича.

ИФЗ, 1780 – 1890-е гг.

В 1750 – 1760-е гг. на петербургской мануфактуре изготавливались популярные пекетовые табакерки в виде запечатанных конвертов с надписями, воспроизводящими факсимиле заказчика. Такие предметы украшались терраркотовыми печатями, имитирующими сургучные, на которых довольно часто изображались оттиски с древних римских монет или камей. Рисунки изображались на плоскости или на оттиснутом в фарфоровой массе рельефе. Подобные «штампы» воспроизводили реальные оттиски инталий. [2]

 

Рисунок 6. Фрагмент пакетовой табакерки.

ИФЗ, 1753 г.

В последнее время камеи вновь входят в моду, становясь вполне современным украшением и элементом fashion-индустрии. Они прекрасно смотрятся в виде брошей, ими украшают пояса и платки, бархотки на шею в старинном стиле. [4] Керамические аналоги гемм становятся хорошей альтернативой дорогим антикварным украшениям, т. к. имеют высокие эстетические свойства и более низкую стоимость.  А вазы, медальоны, и другие предметы декора в  «античном» стиле являются прекрасным дополнением классического интерьера. Хорошим примером может послужить марка Веджвуд, которая продолжает свои традиции с XVIII в. и выпускает новые коллекции, включающие как ювелирные изделия, так и различные аксессуары для дома, используя мотивы античных гемм. [5]

 

Рисунок 7. Современные изделия марки Веджвуд: а – рождественское украшение «Летящий синий Санта»; б – кулон «Девушка с цветами»

 

Литература

 1. Жукова, Л.Т. Геммополихромия (К проблеме цветообразования в художественной обработке камня): монография / Л.Т. Жукова, В. П. Ерцев – СПб, 2006. – 266 с.

2.  «Античный фасон» русского императорского фарфора второй половины XVIII века: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2012 – 272 с. : ил.

3. URL:http://www.as4.ru/farfor/rospis-metodom-pate-sur-pate.html (дата обращения: 19.02.2013).

4. Каздым, А. Живопись в камне //Ювелирное обозрение. – 2011. - №10. – С. 32-33

5. URL:http://uk.wwrd.com/en/restofworld/icat/wedgwood (дата обращения: 19.02.2013).

Rating
4374

You have no rights to post comments