Определение цвета драгоценных камней

Определение цвета драгоценных камней

Одним из основных свойств, на ряду с редкостью, прочностью и чистотой, цвет ювелирных и поделочных камней является свойством, определяющих их ценность, и одновременно является важным диагностическим признаком для определения качества камня. [1]

Цвет описывается тремя основными характеристиками: оттенком, тоном и интенсивностью.

Некоторые ювелирные камни, такие, как рубины, сапфиры, александриты и др., обладают плеохроизмом (дихроизмом, трихроизмом), т.е. свойством расщеплять падающий луч света на несколько лучей, которые различно поглощаются.

Тон (светлота) – это степень темноты окраски камня, которая оценивается по десятибалльной шкале либо в процентах.

Интенсивность – это насыщенность (яркость) цветового оттенка.

Анализ литературных источников показал отсутствие универсальной методики определения цвета минералов и оценки их качеств. Цвет минерала  не может оценивается с использованием «неспециализированных» цветовых моделей, в силу специфической  структуры минерала, его прозрачности и огранки.

Единственный камень, для которого выработана международная система оценки цвета, это – бриллиант. [2] Существует несколько систем оценки бриллианта, но наиболее распространена система оценки качества бриллиантов  GIA (Геммологический Институт Америки). Она основана на четырех основных критериях: весе, цвете, чистоте и качестве огранки бриллианта. Терминология оценки цвета, которой пользуются специалисты GIA, является эталонной терминологией. В этой системе шкала разделена на пять групп, а каждый цвет бриллианта обозначается буквой латинского алфавита от D – полностью бесцветные бриллианты до Z – бриллианты с бледным желтым или коричневым оттенком. Каждая буква сопровождается описанием цвета, например: М - Faint Brown. Бриллианты с глубиной цвета большей, чем Z попадают в категорию фантазийного цветового диапазона. В случае оценки цвета бриллиантов фантазийных форм огранки необходимо учитывать "сгущение" цвета в углах фантазийно ограненного бриллианта. В России существуют технические условия по оценке цвета бриллиантов ТУ117-4.2009-2002. В российскую систему входят описания количества, размера, происхождения изъянов на каждую группу дефектности. Сравнительный анализ групп цвета и частоты полученных в результате использования системы GIA и ТУ117-4.2009-2002 представлены в таблице №1.

 Таблица 1. Соотношения характеристик цвета и чистоты бриллиантов
по ТУ 117-4.2009-2002 и международной системе:

Для определения цвета камней могут использоваться как визуальный метод, так и спектрофотометрический.

Одним из наиболее распространенных методов определения окраски минералов является визуальное наблюдение. Такая оценка является в какой-то мере субъективной,  поскольку процесс восприятия человеком цвета - процесс сложный и не всегда однозначный. Субъективность данного метода зависит от спектрального состава света, падающего на объект; от пространственной ориентации объекта по отношению к источнику света и наблюдателю; от физиологической особенности наблюдателя.

Международная система предусматривает стандартное использование источника света при сравнении цвета камня с эталоном цвета. [3] Камень оценивается на фоне белого листа бумаги. Источник света должен находиться на расстоянии 15-25 см над камнем. Цветовая температура источника света от 5000°К до 6500°К.

Важен при оценке цвета спектр источника света, например у лампы накаливания (2836 К), флуоресцентной лампы (4200 К), и при дневном свете. При лампе накаливания происходит сильный цветовой провал в области сине-голубых тонов, но добавляется красный цвет. Существуют специализированные лампы для диагностики минералов, например, «Colored Stone Grading Lamp».

Оценка цвета осуществляется просмотром ограненного минерала через его площадку на расстоянии 45 см.

Далее при идентичных условиях освещения эксперт сравнивает цвет самоцвета с различными эталонными образцами цвета, изготовленными из камня, пластика, напечатанными на прозрачной пленке,  бумаге, а также выводимыми на экран монитора ПК.

При идеальных условиях способность поглощать световые лучи определенных длин волн у вещества, из которого сделан эталон, должна быть такой же, как у исследуемого камня. Что в большинстве случаев является невозможным, по причине стоимости подобных эталонов.

Одним из первых создателей системы оценки камней является Говард Рубин, который в 1983 г. создал систему «GemDialogue». [4] Данная система была создана на базе общепринятой в других отраслях колориметрической  системы Мансела и одобрена  Американской Торговой Ассоциацией драгоценных камней (AGTA). Цветовые образцы в «GemDialogue» были в виде прозрачных пластин, изготовленных из ацетатной пленки с нанесенными на них различными цветными оттенками, которые давали возможность сопоставить их цвет с цветом драгоценного камня и затем описать цвет минерала в терминах его оттенка и зоны (насыщенности).

Наряду с этой системой  имеют место  такие системы как «Color Master», «GemScan». «Color Master» был проектом Американского Геммологической Института (GIA). «Color Master» являлся большим по размерам и дорогостоящим набором, из-за чего оказался невостребованным, что в итоге привело к гибели всего проекта. 

«GemScan» был продуктом Американской Геммологической Лаборатории (AGL) в Нью-Йорке. Этот набор для оценки цвета использовал материал, похожий на фольгу, имеющий овальные отверстия в картонных пластинах. Было продано лишь несколько наборов, после чего автор решил не производить их в коммерческих целях. Но «GemScan» долгое время использовали в лаборатории AGL в качестве репортов.

                                                                       а    б

Рис.1 Системы оценки цвета камней: а – GemDialogue; б – Gem Set

 

На сегодняшний день наиболее широкое распространение для аттестации цвета камней имеют «гантелеобразные» по форме, образцы наборов GIA «Gem Set», разработанные Кеном Робертсом в 1988 г. Набор содержал в себе 324 образца цвета, характерные для наиболее распространенных самоцветов, наибольший акцент был сделан на красный, зеленый и синий цвета. Цветовые образцы изготовлялись из ограненного акрил пластика – полимера с высоким коэффициентом преломления. На стержне каждого эталона штамповалась надпись его положения в системе GIA. Существовали таблицы соответствия эталонов «Gem Set» с другими системами определения цвета. Но идентичность цвета выпускаемых образцов у различных комплектов сильно варьировалась, также не хватало 324 цветов для охвата требуемого спектра при аттестации минералов. Постепенно GIA прекратил заказывать у производителя наборы «Gem Set».

В то время как «GemDialogue» широко используется до сегодняшнего дня, благодаря ряду преимуществ, таких как низкая цена и взаимозаменяемость.

В настоящее время в практике широко используется компьютерная программа для аттестации цвета камней. [5] «GemEWizard» - общее название пакета программ, разработанная Менахемом Севдермишем. Первой для коммерческого использования стала программа GIA «GemSquare». Цветовые изображения камней в программе являются фотографическими изображениями реальных камней. Программа содержит 17 различных форм огранки. В соответствии с системой аттестации цвета GIA в «GemEWizard» используется 31 цветовой оттенок цвета камня. У каждого оттенка имеется от 36  до 42 образцов цвета различного тона и насыщенности. Каждый промежуток между оттенками  охвачен 5 подоттенками. Таким образом, конечная программа оценки цвета содержит более 72 000 отсортированных изображений, которые являются различными комбинациями цветов и форм огранки. Каждое изображение имеет среднее значение цвета  RGB, Lab и CMYK, расчетный оттенок, расстояние от  точки 0 или общее количество черного. Принцип работы программы таков: вначале на мониторе появляется 31 стандартный цветовой набор оттенков, как только нужный оттенок выбран, нажатием клавиши, открывается страница, показывающая все возможные цветовые комбинации уровней тона и насыщенности. Цифровые изображения (фотографии) реального камня могут одновременно демонстрироваться на экране, для удобства аттестации конкретного образца. Но и здесь есть ряд серьезных проблем. Камень мы рассматриваем в отраженном свете, а экран монитора светиться сам. Также проблема точности цветопередачи мониторов при неправильной его настройке или из-за технических характеристик. Но для устранения этой проблемы существуют устройства калибрующие цветовоспроизведение монитора. Для решения проблемы с несоответствием цвета образца при фотографировании существуют специализированные боксы с освещением.

 

Рис.2 Рабочие окна системы  GemEWizard

 

Таким образом, можно наблюдать, что система оценки цвета камней за последние 20 лет прошла большое развитие. Созданы системы с эталонными образцами ограненных камней, на смену которым приходят компьютеризованные системы, которые являются более доступными, и имеют значительно больший диапазон цвета и огранки камней. Но существует ряд проблем, главной из которых является отсуствие единой общепринятой терминологии описания цвета минералов.

 

Литература

 

  1. Шуман, В. Драгоценные и полудрагоценные камни/В. Шуман//пер. с нем. О.Л.Резниченко – М.: ЗАО «БММ», 2010. – 304 с.: ил.
  2. Ананьев, С. А. Основы оценки бриллиантов, ювелирных камней и изделий из них: учебное пособие к лабораторным занятиям/С. А. Ананьев – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 116с.
  3. Збойков, В. Цвет самоцветов – важнейший ценообразующий фактор/ В.Збойков, О. Симонова//Gemstones market. Рынок самоцветов.– 2007. – №2. – с.52-55
  4. Дракер,Р. Определение качества драгоценных камней и система оценки их цвета / Р. Дракер//Gemstones market. Рынок самоцветов.– 2007. – №2. – с.56-60
  5. Севдермиш, М. Программа GemEWizard – революция в определении цвета камней для коммуникации/М.Севдермиш//Gemstones market. Рынок самоцветов.– 2007. – №2. – с.76-78
Rating
12383

You have no rights to post comments