История глиптики

Статуто Ирина Ивановна

 История глиптики

Малые формы занимают особое место в камнерезном искусстве. Искусство глиптики – резьбы по драгоценному и цветному камню – зародилось так давно, что сейчас невозможно назвать точные временные рамки его появления.

Ранний тип резных миниатюр – гемм – имеет углубленное изображение и носит название инталии. [1] В первую очередь они несли практическую функцию – служили своим хозяевам именными печатями, а также амулетами. Они дошли до нас в большом количестве от древних египтян (скарабеи), халдеев (вавилонские и ассирийские амулеты и цилиндрические печати), финикийцев и индийцев. В Месопотамии в IV тысячелетии до н. э. вырезали круглые или цилиндрические инталии из халцедона, горного хрусталя, ляпис-лазури, и украшали их изображениями на мифологические темы.

Минералы, применявшиеся для резьбы, имеют твёрдость 6 – 7 по шкале Мооса. Это значит, что они твёрже металла и их обработка заключает определённые сложности. [2] При этом станок, использовавшийся для резьбы, был весьма незатейливым: смычок, а позже колесо с приводным ремнём заставляло быстро вращаться резцы различной конфигурации, которые с помощью абразивов (алмазная пыль, корунд) оставляли след на камне. Порошок абразива смешивался с водой или маслом, полностью закрывая поверхность камня. Мастер работал почти вслепую.

Позднее резчики стали изготавливать более крупные полихромные геммы с выпуклыми изображениями – камеи. Камеи являлись предметами роскоши, не имея никакого практического применения. Некоторые из них, возможно, воспроизводят ныне утраченные произведения античной станковой живописи.

В Греции искусство глиптики было знакомо еще в период эгейской эпохи (II тысячелетие до н. э.). Резные печати этого времени отличаются свободой композиции, смелой стилизацией и экспрессивностью. Темы черпались, в основном из животного мира и мифологии. Минералы для резьбы использовались твёрдые, например, сердолик (7 баллов по шкале Мооса).

Однако в дальнейшем произошёл переход от динамичных форм к декоративной орнаментальности, возникает так называемая глиптика эпохи геометрики (XI – VIII вв.). Мастера, вырезавшие геммы того времени, долго оставались в кругу фантастических восточных тем «ориентализирующего» стиля: использовались мотивы с изображением грифов, сфинксов и львов. Была забыта техника работы на станке, изображения стали более примитивными. Они вырезались от руки на мягких породах камней, на кости и перламутре.

В период архаической Греции (VI  век до н. э.) особенностью глиптики становятся элементы реализма в сочетании с тончайшей стилизацией. Распространённой формой печати стал скарабей с выпуклым изображением на обороте, заимствованный из глиптики Египта и Финикии. Круг сюжетов становится значительно шире: это и мифологические темы, черпавшиеся в эпической поэзии, и жанровые сценки, изображающие бродячий цирк, домашних животных с детёнышами и т. д.

Время высшего расцвета античной глиптики – эпоха классики (V – IV века до н. э.). В это время основной формой печати стал крупный скарабеоид, имеющий гладкую овальную спинку. Стали появляться псевдоскарабеи, где тело жука было заменено рельефным изображением льва, сфинкса или сирены. Наиболее любимый резчиками той эпохи материал – сапфирин (полупрозрачный голубой халцедон). Используются также сердолики, яшмы, горный хрусталь, уже ставшие традиционными. Для большинства гемм того времени характерна  особая идеальная возвышенность человеческого образа. К сюжетам восточно-греческих и греко-персидских гемм добавляются местные малоазийские и персидские фантастические существа, войны и охотники.

Второй блестящий расцвет античной глиптики произошёл в эллинистическую эпоху. Благодаря походам Александра Македонского в Элладу стали поступать новые многоцветные материалы: аметисты, гранаты, сирийские альмандины, цейлонские бериллы, полихромные сардониксы Индии и Аравии. Тогда же  начинается процесс слияния геммы-печати и металлического перстня, до тех пор существовавших раздельно. Геммы на подвижной дужке сменяются вставками в металлической перстневой оправе. [3]

Третий большой подъём искусства резьбы на драгоценных камнях происходит в Римской империи времён принципата Августа (конец I в. до н. э. – начало I в. н. э.). В это время мастера эллинистической глиптики стали переселяться в Рим после падения птолемеевского Египта. Так начался процесс формирования нового стиля – ретроспективного августовского классицизма. Резчиками изображались идеализированные портреты Августа и его преемников. Характерным приёмом при этом являлось наличие парных профильных портретов: либо обращённых лицом друг к другу, либо смотрящих в одном направлении. [4]

Для поздней империи характерно упрощение художественного языка в сочетании с экспрессивностью портретов. Были распространены так называемые гностические геммы-амулеты с астральными символами, изображениями демонов и богов, заклинаниями.

После гибели античной цивилизации  и распространения христианства многие античные геммы были переработаны в связи с переосмыслением сюжетов. Языческие боги становились библейскими героями. Камеи, пережившие крушение античного мира, сохранились в сокровищницах Константинополя и средневековых монастырях.

Среди средневековых камей преобладают религиозные сюжеты. Однако, сохранила свои позиции и династическая тема: изображались коронованные особы или наследники престола. Характерны для средних веков и раннего Возрождения технические новшества: использование инкрустации яркими драгоценными камнями. В XIV веке резчики Фландрии, Франции и Германии для резьбы стали использовать перламутр. Наряду с этим в Европе античная классическая камея надолго приходит в упадок и небытие. В годы упадка Римской империи была утрачена традиция тонкой сложной обработки цветного камня, часто утрачены сами источники этого сырья. [5]

               

                                                          а                                                                                                       б

 

Рисунок 1.

а –  «Камея Гонзага».  Птолемей II и Арсиноя. Александрия. III в.до н. э. Из собрания Государственного Эрмитажа;

б –  Крышка табакерки, перламутр. 1700 – 1750 гг.  Из собрания музея Виктории и Альберта, Великобритания.

 

Следующим этапом увлечения глиптикой в европейском искусстве была эпоха Возрождения. Итальянские мастера, жившие в бурное, наполненное драматическими событиями время, изображают на камеях эмоциональные, энергичные, страстные лица. Для выражения экспрессии им уже не хватает низкого рельефа античной камеи: лицо портретируемого как можно больше выносится из плоскости, разворачивается в три четверти, даётся в необычном резком повороте.

После этого в развитии искусства резного камня вновь наступил перерыв длиной почти в 200 лет. До тех пор, пока период неоклассического движения второй половины XVIII — первой трети XIX вв. не ознаменовался археологическими открытиями в Помпеях и Геркулануме. Благодаря им Европу охватила настоящая мода на глиптику. Коллекции собирались при всех европейских дворах. При дворах Франции, Италии и Англии возникают школы, вырастившие знаменитых резчиков: Гюэ, Пихлера, Рега, Браунов.[5]

В конце XIX в. возник стиль модерн, сложившийся из множества тенденций и направлений. Далеко не последнее место в этом процессе занимало обращение к историческим стилям. Творчество художников модерна не избежало и влияния искусства крито-микенской культуры, пластики этрусков, итальянского маньеризма конца XVI века. Общей чертой украшений стиля модерн были романтические мотивы, которые переплетались со сказочными и мифическими сюжетами. Таким образом, происходил синтез разных культур, обобщение художественного опыта предыдущих поколений. [6]

Одним из лучших ювелиров того времени был французский художник Рене Лалик. В его барельефных композициях отчётливо заметно влияние глиптики предыдущих эпох. В авторских вещах Лалика часто повторяется мотив обнаженной женской фигуры, вырезанной из хризопраза или халцедона и украшенной витражной эмалью и драгоценными камнями. Среди его украшений много камей, отлитых из стекла. Стеклянные геммы, созданные с помощью литья, встречаются ещё до н. э., но для периода конца XIX – начала XX века такой подход к ювелирным изделиям был новаторским.

 

           

                                                                                      а                                                                                               б

   Рисунок 2.

а –  Рене Лалик, брошь «Поцелуй». Патинированное стекло на фольге, металлический каст;

б –  Пётр Зальцман, «Дон Кихот». Камея на раковине.

 

На сегодняшний день античная камея сохраняет значение эталона классической красоты, чистого и строгого вкуса. Традиционными материалами по-прежнему остаются яшмы, агаты и различные виды кварцев. В Италии на изготовление камей до сих пор идет окаменевшая лава Везувия, а во Франции и Неаполе традиционно используют перламутровые раковины различных оттенков.

Остаётся популярной портретная тематика, а схема расположения портретов за века почти не изменилась. Более того, она вышла за пределы камей и широко представлена в памятниках нумизматики. Популярность парных профильных изображений по принципу камеи Гонзаго можно проследить вплоть до Новейшего времени, когда они неоднократно тиражировались в декоре праздничных знамён с портретами коммунистических вождей. [4]

Продолжается использование сюжетов античной и египетской мифологии. А в поисках нового художники предпочитают останавливаться на «высоких темах»: театр, балет, исторические личности, герои великих литературных произведени. Среди признанных российских мастеров нельзя не выделить Петра Зальцмана и Алексея Долгова. Их работы являются истинными произведениями искусства.

С появлением новых материалов и технологий, стало популярным изготовление камей из полимерной глины. Полученные изделия используют в бижутерии, или, например, в таком виде рукоделия, как скрапбукинг. Уникальные украшения этим способом получить не возможно, поскольку они создаются путём вминания полимерной глины в специальные стандартные силиконовые молды. [7] В качестве изображений чаще всего используется женский профиль, цветы или животные.

Едва ли такие работы можно назвать глиптикой, потому что настоящая глиптика — искусство не массовое. Её произведения — предметы роскоши, рассчитанные на искушенный вкус. Этот аксессуар неизменно остаётся элитарным, предназначенным для утонченных ценителей прекрасного.

 

Литература

 

1. Жукова Л.Т., Ерцев В.П. Геммополихромия (К проблеме цветообразования в художественной обработке камня): монография. – СПб, 2006. – 266 с.

2. Корнилов, Н. И. Ювелирные камни / Н.И. Корнилов, Ю. П. Солодова – М.: Недра, 1983. – 239 с.

3. Неверов О. Культура и искусство античного мира. Очерк-путеводитель / О.Я. Неверов; Государственный ордена Ленина Эрмитаж. – Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение,   1981.  – 185 с.

4. «Античный фасон» русского императорского фарфора второй половины XVIII века: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2012. 272 с. : ил.

5. Здорик Т.Б. Приоткрой малахитовыую шкатулку. Пособие для учащихся / Т. Б. Здорик – М.: Просвещение, 1979. – 255 с., с илл.

6. Шаталова И. В. Стили ювелирных украшений / И. В. Шаталова –Издательский дом «6 карат», 2004. – 153 стр., с илл.

7. Рябикова В. Камея из полимерной глины // Скрап-инфо. – 2012. - №6. – С. 51-53.

Rating
8772

Comments  

0 #295 Damaris 2019-06-12 23:57
I enjoy you because of all of your work on this web page.
Gloria really loves setting aside time for research and it
is easy to understand why. Most people learn all
concerning the compelling medium you deliver very useful information on the website and
as well increase response from others on that article
while our favorite simple princess is really being taught so much.
Take advantage of the rest of the new year. You
are always conducting a wonderful job.

my site: https://snapslimketo.org/: http://shorl.com/drufridybrysebu
Quote
0 #294 Sherryl 2019-05-28 22:08
Hello there, There's no doubt that your web site might be having browser compatibility problems.

When I take a look at your site in Safari, it looks fine but when opening in Internet Explorer, it has some overlapping issues.
I just wanted to provide you with a quick heads up! Aside from that, excellent site!


My web page :: longUrl: http://lnnk.in/@strongketobhbreview47633
Quote
0 #293 Buster 2019-05-28 21:59
Wonderful article! We are linking to this great content on our website.
Keep up the great writing.

Take a look at my web blog https://strongketo.org/: https://ghanaton.com/user/profile/8917
Quote
0 #292 Gino 2019-05-28 21:27
If you would like to obtain a great deal from this paragraph then you have to apply these strategies to your won web site.


Feel free to visit my web blog http://infiniteketo.net/: http://test2.mybattlepics.com/index.php?task=profile&id=597176
Quote
0 #291 Nicholas 2019-05-23 01:26
I'm gone to convey my little brother, that he should also go to see this webpage on regular basis to obtain updated from newest news update.


Look into my web page longUrl: http://lnnk.in/@lifestreamlabscbd98345
Quote
0 #290 Leonore 2019-05-22 23:48
If some one wants expert view concerning running a blog after that
i advise him/her to visit this weblog, Keep up the fastidious job.


Feel free to surf to my web site :: FolliPur: https://tinyurl.com/follipurhairgrowth26906
Quote
0 #289 Ellen 2019-05-22 22:12
I want to to thank you for this excellent read!!
I definitely loved every bit of it. I have got you book-marked to check out new things you post?



my page The Wolf Network Jodan: https://theshortener.com/2LL
Quote
0 #288 Bernard 2019-05-22 02:54
This design is incredible! You obviously know how
to keep a reader entertained. Between your wit and your videos, I was almost moved to start my
own blog (well, almost...HaHa!) Fantastic job. I really enjoyed what you had to say, and more than that, how you presented it.
Too cool!

Take a look at my weblog ... LifeStream Labs CBD Oil: http://www.tunes-interiors.com/UserProfile/tabid/81/userId/8521256/Default.aspx
Quote
0 #287 Mariana 2019-05-22 02:24
Its not my first time to visit this web page, i am browsing this
website dailly and get fastidious information from here
everyday.

Here is my blog post: longUrl: http://lnnk.in/@naturalvitalityketoreviews8003
Quote
0 #286 Nichole 2019-05-22 02:15
I love what you guys are up too. This sort of clever work and reporting!

Keep up the superb works guys I've included you guys to my blogroll.


Review my weblog LifeStream Labs CBD Gummies: http://www.tunes-interiors.com/UserProfile/tabid/81/userId/8568718/Default.aspx
Quote
0 #285 Franklin 2019-05-22 02:04
Basically to follow up on the update of this theme on your site and wish to let you know simply how much I liked the time you took to write this valuable post.
Within the post, you really spoke on how to actually handle this issue with
all convenience. It would be my pleasure to get some
more tips from your website and come up to offer some
others what I have benefited from you. Thanks for your usual great effort.


Visit my web page :: Natural Vitality Keto Pills: http://zbij.net/naturalvitalityketoreview62815
Quote
0 #284 Reta 2019-05-22 01:32
Keep on writing, great job!

My weblog; https://ketotrinweightloss.org/: http://www.vbc006.com/nlink/ketotrinreviews41651
Quote
0 #283 Elyse 2019-05-22 01:28
Heya this is kind of of off topic but I was wanting
to know if blogs use WYSIWYG editors or if you have to manually
code with HTML. I'm starting a blog soon but have no
coding expertise so I wanted to get advice from someone
with experience. Any help would be enormously appreciated!


Here is my page - https://liveactiveketo.com/: https://2findnow.com/user/profile/246811
Quote
0 #282 Kerri 2019-05-20 23:28
That is a great tip particularly to those new Proceed to this
site.: https://preview.tinyurl.com/ez3forskolinpills89993 the blogosphere. Brief but very precise info?

Appreciate your sharing this one. A must read post!
Quote
0 #281 Andra 2019-05-20 23:00
I've read a few excellent stuff here. Definitely price
bookmarking for revisiting. I surprise how a lot attempt New You Keto Review: https://tinyurl.com/newyouketodiet51833 put to create the sort of fantastic informative web site.
Quote
0 #280 Jessika 2019-05-20 21:05
Does your website have a contact page? I'm having problems locating it but, I'd like to shoot you an e-mail.
I've got some suggestions for your blog you might be interested in hearing.
Either way, great website and I look forward to seeing it expand
over time.

Here is my blog post - Brain Gain Pill Cost: https://tinyurl.com/braingaincognitivebrainformulapill68287
Quote
0 #279 Eloise 2019-05-20 19:58
Heya i'm for the first time here. I found this board and I to
find It truly useful & it helped me out a lot. I'm hoping to present something back and help others such as you aided me.


Here is my page ... Full
Body Bio Labs Keto: http://gogroupbuy.com/entry.php?224-6-methods-To-Accelerate-decline-And-Drop-Pounds
Quote
0 #278 Felica 2019-05-20 18:21
I?m amazed, I have to admit. Seldom do I come across a blog that?Type S Backup Camera Kit: https://tinyurl.com/typesbackupcamerakit34018 both educative and
engaging, and without a doubt, you've hit the nail
on the head. The issue is something not enough folks are
speaking intelligently about. Now i'm very happy I stumbled across this
in my hunt for something concerning this.
Quote
0 #277 Bettie 2019-05-17 09:56
Hey there! I could have sworn I've been to this website before
but after browsing through some of the post I realized it's new to me.

Anyhow, I'm definitely happy I found it and
I'll be bookmarking and checking back frequently!


my weblog: https://ketomelt.org/: http://ibeli4u.com/user/profile/110147
Quote
0 #276 Nelle 2019-05-17 09:49
As a Newbie, I am permanently exploring online for
articles that can help me. Thank you

my webpage close: http://fwdme2.com/typesbackupsensor613335
Quote

Add comment