История глиптики

Статуто Ирина Ивановна

 История глиптики

Малые формы занимают особое место в камнерезном искусстве. Искусство глиптики – резьбы по драгоценному и цветному камню – зародилось так давно, что сейчас невозможно назвать точные временные рамки его появления.

Ранний тип резных миниатюр – гемм – имеет углубленное изображение и носит название инталии. [1] В первую очередь они несли практическую функцию – служили своим хозяевам именными печатями, а также амулетами. Они дошли до нас в большом количестве от древних египтян (скарабеи), халдеев (вавилонские и ассирийские амулеты и цилиндрические печати), финикийцев и индийцев. В Месопотамии в IV тысячелетии до н. э. вырезали круглые или цилиндрические инталии из халцедона, горного хрусталя, ляпис-лазури, и украшали их изображениями на мифологические темы.

Минералы, применявшиеся для резьбы, имеют твёрдость 6 – 7 по шкале Мооса. Это значит, что они твёрже металла и их обработка заключает определённые сложности. [2] При этом станок, использовавшийся для резьбы, был весьма незатейливым: смычок, а позже колесо с приводным ремнём заставляло быстро вращаться резцы различной конфигурации, которые с помощью абразивов (алмазная пыль, корунд) оставляли след на камне. Порошок абразива смешивался с водой или маслом, полностью закрывая поверхность камня. Мастер работал почти вслепую.

Позднее резчики стали изготавливать более крупные полихромные геммы с выпуклыми изображениями – камеи. Камеи являлись предметами роскоши, не имея никакого практического применения. Некоторые из них, возможно, воспроизводят ныне утраченные произведения античной станковой живописи.

В Греции искусство глиптики было знакомо еще в период эгейской эпохи (II тысячелетие до н. э.). Резные печати этого времени отличаются свободой композиции, смелой стилизацией и экспрессивностью. Темы черпались, в основном из животного мира и мифологии. Минералы для резьбы использовались твёрдые, например, сердолик (7 баллов по шкале Мооса).

Однако в дальнейшем произошёл переход от динамичных форм к декоративной орнаментальности, возникает так называемая глиптика эпохи геометрики (XI – VIII вв.). Мастера, вырезавшие геммы того времени, долго оставались в кругу фантастических восточных тем «ориентализирующего» стиля: использовались мотивы с изображением грифов, сфинксов и львов. Была забыта техника работы на станке, изображения стали более примитивными. Они вырезались от руки на мягких породах камней, на кости и перламутре.

В период архаической Греции (VI  век до н. э.) особенностью глиптики становятся элементы реализма в сочетании с тончайшей стилизацией. Распространённой формой печати стал скарабей с выпуклым изображением на обороте, заимствованный из глиптики Египта и Финикии. Круг сюжетов становится значительно шире: это и мифологические темы, черпавшиеся в эпической поэзии, и жанровые сценки, изображающие бродячий цирк, домашних животных с детёнышами и т. д.

Время высшего расцвета античной глиптики – эпоха классики (V – IV века до н. э.). В это время основной формой печати стал крупный скарабеоид, имеющий гладкую овальную спинку. Стали появляться псевдоскарабеи, где тело жука было заменено рельефным изображением льва, сфинкса или сирены. Наиболее любимый резчиками той эпохи материал – сапфирин (полупрозрачный голубой халцедон). Используются также сердолики, яшмы, горный хрусталь, уже ставшие традиционными. Для большинства гемм того времени характерна  особая идеальная возвышенность человеческого образа. К сюжетам восточно-греческих и греко-персидских гемм добавляются местные малоазийские и персидские фантастические существа, войны и охотники.

Второй блестящий расцвет античной глиптики произошёл в эллинистическую эпоху. Благодаря походам Александра Македонского в Элладу стали поступать новые многоцветные материалы: аметисты, гранаты, сирийские альмандины, цейлонские бериллы, полихромные сардониксы Индии и Аравии. Тогда же  начинается процесс слияния геммы-печати и металлического перстня, до тех пор существовавших раздельно. Геммы на подвижной дужке сменяются вставками в металлической перстневой оправе. [3]

Третий большой подъём искусства резьбы на драгоценных камнях происходит в Римской империи времён принципата Августа (конец I в. до н. э. – начало I в. н. э.). В это время мастера эллинистической глиптики стали переселяться в Рим после падения птолемеевского Египта. Так начался процесс формирования нового стиля – ретроспективного августовского классицизма. Резчиками изображались идеализированные портреты Августа и его преемников. Характерным приёмом при этом являлось наличие парных профильных портретов: либо обращённых лицом друг к другу, либо смотрящих в одном направлении. [4]

Для поздней империи характерно упрощение художественного языка в сочетании с экспрессивностью портретов. Были распространены так называемые гностические геммы-амулеты с астральными символами, изображениями демонов и богов, заклинаниями.

После гибели античной цивилизации  и распространения христианства многие античные геммы были переработаны в связи с переосмыслением сюжетов. Языческие боги становились библейскими героями. Камеи, пережившие крушение античного мира, сохранились в сокровищницах Константинополя и средневековых монастырях.

Среди средневековых камей преобладают религиозные сюжеты. Однако, сохранила свои позиции и династическая тема: изображались коронованные особы или наследники престола. Характерны для средних веков и раннего Возрождения технические новшества: использование инкрустации яркими драгоценными камнями. В XIV веке резчики Фландрии, Франции и Германии для резьбы стали использовать перламутр. Наряду с этим в Европе античная классическая камея надолго приходит в упадок и небытие. В годы упадка Римской империи была утрачена традиция тонкой сложной обработки цветного камня, часто утрачены сами источники этого сырья. [5]

               

                                                          а                                                                                                       б

 

Рисунок 1.

а –  «Камея Гонзага».  Птолемей II и Арсиноя. Александрия. III в.до н. э. Из собрания Государственного Эрмитажа;

б –  Крышка табакерки, перламутр. 1700 – 1750 гг.  Из собрания музея Виктории и Альберта, Великобритания.

 

Следующим этапом увлечения глиптикой в европейском искусстве была эпоха Возрождения. Итальянские мастера, жившие в бурное, наполненное драматическими событиями время, изображают на камеях эмоциональные, энергичные, страстные лица. Для выражения экспрессии им уже не хватает низкого рельефа античной камеи: лицо портретируемого как можно больше выносится из плоскости, разворачивается в три четверти, даётся в необычном резком повороте.

После этого в развитии искусства резного камня вновь наступил перерыв длиной почти в 200 лет. До тех пор, пока период неоклассического движения второй половины XVIII — первой трети XIX вв. не ознаменовался археологическими открытиями в Помпеях и Геркулануме. Благодаря им Европу охватила настоящая мода на глиптику. Коллекции собирались при всех европейских дворах. При дворах Франции, Италии и Англии возникают школы, вырастившие знаменитых резчиков: Гюэ, Пихлера, Рега, Браунов.[5]

В конце XIX в. возник стиль модерн, сложившийся из множества тенденций и направлений. Далеко не последнее место в этом процессе занимало обращение к историческим стилям. Творчество художников модерна не избежало и влияния искусства крито-микенской культуры, пластики этрусков, итальянского маньеризма конца XVI века. Общей чертой украшений стиля модерн были романтические мотивы, которые переплетались со сказочными и мифическими сюжетами. Таким образом, происходил синтез разных культур, обобщение художественного опыта предыдущих поколений. [6]

Одним из лучших ювелиров того времени был французский художник Рене Лалик. В его барельефных композициях отчётливо заметно влияние глиптики предыдущих эпох. В авторских вещах Лалика часто повторяется мотив обнаженной женской фигуры, вырезанной из хризопраза или халцедона и украшенной витражной эмалью и драгоценными камнями. Среди его украшений много камей, отлитых из стекла. Стеклянные геммы, созданные с помощью литья, встречаются ещё до н. э., но для периода конца XIX – начала XX века такой подход к ювелирным изделиям был новаторским.

 

           

                                                                                      а                                                                                               б

   Рисунок 2.

а –  Рене Лалик, брошь «Поцелуй». Патинированное стекло на фольге, металлический каст;

б –  Пётр Зальцман, «Дон Кихот». Камея на раковине.

 

На сегодняшний день античная камея сохраняет значение эталона классической красоты, чистого и строгого вкуса. Традиционными материалами по-прежнему остаются яшмы, агаты и различные виды кварцев. В Италии на изготовление камей до сих пор идет окаменевшая лава Везувия, а во Франции и Неаполе традиционно используют перламутровые раковины различных оттенков.

Остаётся популярной портретная тематика, а схема расположения портретов за века почти не изменилась. Более того, она вышла за пределы камей и широко представлена в памятниках нумизматики. Популярность парных профильных изображений по принципу камеи Гонзаго можно проследить вплоть до Новейшего времени, когда они неоднократно тиражировались в декоре праздничных знамён с портретами коммунистических вождей. [4]

Продолжается использование сюжетов античной и египетской мифологии. А в поисках нового художники предпочитают останавливаться на «высоких темах»: театр, балет, исторические личности, герои великих литературных произведени. Среди признанных российских мастеров нельзя не выделить Петра Зальцмана и Алексея Долгова. Их работы являются истинными произведениями искусства.

С появлением новых материалов и технологий, стало популярным изготовление камей из полимерной глины. Полученные изделия используют в бижутерии, или, например, в таком виде рукоделия, как скрапбукинг. Уникальные украшения этим способом получить не возможно, поскольку они создаются путём вминания полимерной глины в специальные стандартные силиконовые молды. [7] В качестве изображений чаще всего используется женский профиль, цветы или животные.

Едва ли такие работы можно назвать глиптикой, потому что настоящая глиптика — искусство не массовое. Её произведения — предметы роскоши, рассчитанные на искушенный вкус. Этот аксессуар неизменно остаётся элитарным, предназначенным для утонченных ценителей прекрасного.

 

Литература

 

1. Жукова Л.Т., Ерцев В.П. Геммополихромия (К проблеме цветообразования в художественной обработке камня): монография. – СПб, 2006. – 266 с.

2. Корнилов, Н. И. Ювелирные камни / Н.И. Корнилов, Ю. П. Солодова – М.: Недра, 1983. – 239 с.

3. Неверов О. Культура и искусство античного мира. Очерк-путеводитель / О.Я. Неверов; Государственный ордена Ленина Эрмитаж. – Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение,   1981.  – 185 с.

4. «Античный фасон» русского императорского фарфора второй половины XVIII века: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2012. 272 с. : ил.

5. Здорик Т.Б. Приоткрой малахитовыую шкатулку. Пособие для учащихся / Т. Б. Здорик – М.: Просвещение, 1979. – 255 с., с илл.

6. Шаталова И. В. Стили ювелирных украшений / И. В. Шаталова –Издательский дом «6 карат», 2004. – 153 стр., с илл.

7. Рябикова В. Камея из полимерной глины // Скрап-инфо. – 2012. - №6. – С. 51-53.

Rating
8633

Comments  

0 #282 Kerri 2019-05-20 23:28
That is a great tip particularly to those new Proceed to this
site.: https://preview.tinyurl.com/ez3forskolinpills89993 the blogosphere. Brief but very precise info?

Appreciate your sharing this one. A must read post!
Quote
0 #281 Andra 2019-05-20 23:00
I've read a few excellent stuff here. Definitely price
bookmarking for revisiting. I surprise how a lot attempt New You Keto Review: https://tinyurl.com/newyouketodiet51833 put to create the sort of fantastic informative web site.
Quote
0 #280 Jessika 2019-05-20 21:05
Does your website have a contact page? I'm having problems locating it but, I'd like to shoot you an e-mail.
I've got some suggestions for your blog you might be interested in hearing.
Either way, great website and I look forward to seeing it expand
over time.

Here is my blog post - Brain Gain Pill Cost: https://tinyurl.com/braingaincognitivebrainformulapill68287
Quote
0 #279 Eloise 2019-05-20 19:58
Heya i'm for the first time here. I found this board and I to
find It truly useful & it helped me out a lot. I'm hoping to present something back and help others such as you aided me.


Here is my page ... Full
Body Bio Labs Keto: http://gogroupbuy.com/entry.php?224-6-methods-To-Accelerate-decline-And-Drop-Pounds
Quote
0 #278 Felica 2019-05-20 18:21
I?m amazed, I have to admit. Seldom do I come across a blog that?Type S Backup Camera Kit: https://tinyurl.com/typesbackupcamerakit34018 both educative and
engaging, and without a doubt, you've hit the nail
on the head. The issue is something not enough folks are
speaking intelligently about. Now i'm very happy I stumbled across this
in my hunt for something concerning this.
Quote
0 #277 Bettie 2019-05-17 09:56
Hey there! I could have sworn I've been to this website before
but after browsing through some of the post I realized it's new to me.

Anyhow, I'm definitely happy I found it and
I'll be bookmarking and checking back frequently!


my weblog: https://ketomelt.org/: http://ibeli4u.com/user/profile/110147
Quote
0 #276 Nelle 2019-05-17 09:49
As a Newbie, I am permanently exploring online for
articles that can help me. Thank you

my webpage close: http://fwdme2.com/typesbackupsensor613335
Quote
0 #275 Jill 2019-05-17 09:28
I do not even know how I ended up here, but I thought this
post was great. I don't know who you are but certainly you are going
to a famous blogger if New
You Keto Reviews: http://tinyurl.com/newyouketo17317 are not already ;) Cheers!
Quote
0 #274 Isabella 2019-05-17 09:14
Hi, Neat post. There is a problem along with your
website in web explorer, may check this... IE still
is the market leader and a large element of other folks will omit your excellent writing because of this problem.


Feel free to visit my website ... Ez3
Keto: https://tinyurl.com/ez3ketodiet5366
Quote
0 #273 Shela 2019-05-17 08:47
I delight in, cause I found just what I was having a look for.
You've ended my four day long hunt! God Bless you man. Have a great day.
Bye

Feel free to visit my blog post https://organaketo.net/: https://www.todoenusa.com/user/profile/49635
Quote
0 #272 Vernell 2019-05-17 08:23
Great site you have got here.. It?s difficult to find high-quality writing like yours these
days. I honestly appreciate people like you! Take care!!


My web page; Inviga Pills Reviews: https://tinyurl.com/invigapill2758
Quote
0 #271 Rhea 2019-05-17 07:47
Great post, I believe blog owners should learn a lot from this web site its really user
friendly. So much excellent info on here :D.


Feel free to visit my homepage: Organa Keto
Review: https://www.bankingonafrica.com/groups/carb-cycling-are-actually-the-many-names-within-the-carb-cycling-diet/
Quote
0 #270 Malinda 2019-05-17 07:29
Good post. I learn something totally new and challenging on sites I stumbleupon on a daily
basis. It's always helpful to read content from other writers and practice something
from their web sites.

Here is my site ... Bellacova Face Cream: https://tinyurl.com/bellacova34764
Quote
0 #269 Suzanne 2019-05-17 07:23
Rattling instructive and superb body structure of
content material, now that's user friendly
(:.

Have a look at my blog post longUrl: http://lnnk.in/@organaketo22666
Quote
0 #268 Janine 2019-05-17 06:41
Excellent read, I just passed this onto a friend who was doing some research on that.

And he just bought me lunch since I found it for him smile Thus let me rephrase that:
Thanks for lunch!

Here is my page ... https://ez3keto.net/: http://url.letschat.info/ez3keto744261
Quote
0 #267 Katia 2019-05-17 06:19
Exactly what I was searching for, regards for posting.

Here is my blog; https://totalslimketodiet.net/: https://url.data-rocket.com/totalslimketoreview937251
Quote
0 #266 Leon 2019-05-17 06:09
It's wonderful that you are getting thoughts from this article as well as from our dialogue made here.


Feel free to visit my page :: Keto 360 Diet: https://tinyurl.com/keto360reviews88552
Quote
0 #265 Celina 2019-05-17 05:54
You got a very wonderful website, Glad I noticed it through yahoo.


Here is my homepage - Total Slim Keto Pills: http://www.zingby.com/uss/TotalSlimKeto510413/
Quote
0 #264 Linwood 2019-05-17 05:36
I visit day-to-day a few blogs and sites
to read content, but this website offers feature based articles.


Feel free to visit my homepage longUrl: http://lnnk.in/@jeunebisoufacecream39406
Quote

Add comment